В трудных ситуациях, в моменты отчаяния далеко на все решаются обратиться к психологу: некоторые просто не знают об этой возможности, другие не доверяют специалистам, а третьи уверены, что со всеми проблемами надо справляться самостоятельно. Но для приемных семей помощь психолога важна, а в некоторых случаях просто необходима.
Слишком важное решение
Чтобы стать приемными родителями, будущим мамам и папам надо отучиться в школе приемных родителей (ШПР). Цель обучения — помочь оценить ресурсы и риски своей семьи, чтобы принять взвешенное решение; объяснить алгоритм действий на случай, если возникнут трудности с адаптацией приемного ребенка. На протяжении всего курса с потенциальными приемными родителями общаются психологи. Они ведут интерактивные тренинги, беседуют на первичном, промежуточном и итоговом собеседовании, при необходимости проводят личные консультации.
Психологи помогают кандидатам оценить два важных фактора, которые должны повлиять на их решение. Первый — ограничения. Есть ли они у семьи? Например, если это супруги, уверены ли они, что оба хотят приемного ребенка? Порой только один мечтает о сыне или дочери, а второй просто соглашается с его решением. Но в этом случае конфликты неизбежны, и, возможно, приемный ребенок не лучшая идея для такой пары. Другим ограничением могут стать родственники, если будущие приемные родители проживают вместе с ними. Например, кровные дети или родители. Важно учитывать, как они относятся к идее взять приемного ребенка и хотят ли жить с ним. Если у родных есть возражения, могут возникнуть трудности.
Второй фактор — ресурс. Появление любого ребенка в семье — это нагрузка и стресс для всех ее членов. А если речь идет о приемном, то здесь надо учесть множество нюансов, связанных с психологическими особенностями ребенка, и сложностей, которые могут из-за этого возникнуть. Во время обучения в ШПР важно трезво оценить, есть ли время, силы, финансовые возможности для приемного ребенка. Понять, скольких детей будущие родители смогут принять в семью: кто-то планирует одного, а кому-то по силам воспитать и пятерых. Необходимо также оценить, готовы ли они к жизни с ребенком с инвалидностью, если это в их планах.
«Окончив учебу, выпускник ШПР может принять максимально осознанное решение о воспитании приемного ребенка. С помощью психологов порой кандидаты в приемные родители понимают, что не стоит спешить: сначала надо разобраться с актуальными проблемами своей семьи, — объясняет Ольга. — Бывают ситуации, когда семья принимает ребенка спустя несколько месяцев или даже лет после ШПР. В моей практике были такие истории, и это тоже хороший результат: люди смогли трезво оценить свои ресурсы и осознанно подойти к вопросу воспитания приемного ребенка».
Есть и примеры того, как ШПР помогла убедиться в своем решении. Ольга рассказала, как несколько лет назад молодая пара пришла в школу с желанием взять в семью ребенка с инвалидностью. В беседах с психологом супруги четко аргументировали свое решение: говорили, что хотят забрать ребенка, у которого меньше шансов попасть в семью. За время обучения в ШПР психологи дали семейной паре максимально объемное представление об особенностях детей с инвалидностью, а будущие мама и папа не передумали забирать ребенка с ОВЗ. Это доказало, что решение было действительно взвешенным.
Не менее важная задача психологов на этапе обучения в ШПР — помочь будущим приемным родителям продумать «кризисный план». Специалисты рассказывают, что делать и куда обращаться, если что-то при воспитании ребенка пойдет не так, где получать поддержку. Они объясняют: нерешаемых задач почти нет, просто надо уметь найти решение.
«Паре, усыновившей ребенка с ОВЗ, понадобился “кризисный план”, Был непростой период адаптации: они решали психологические и медицинские проблемы мальчика. Благодаря плану, составленному вместе с психологом, родители вовремя обратились к нескольким специалистам и нашли подходящих их сыну. В итоге врач подобрал мальчику эффективную медикаментозную терапию, а психолог выстроил с ним доверительные отношения. Семья успешно справилась с кризисными ситуациями, которые были вызваны особенностями развития ребенка».
«Мама, я особенный»
Другая важная задача психологов — дать кандидатам представление о том, с какими сложностями они могут столкнуться в воспитании приемных детей. Будущим родителям важно понимать, что любые обстоятельства, при которых ребенок попал в систему сиротских учреждений — травмирующие для него. Часто последствие этих обстоятельств — нарушение у ребенка привязанности. Оно вызывает многочисленные психологические проблемы, которые мешают развитию ребенка. У человека с опытом жизни в неблагоприятной среде нарушается развитие когнитивных функций, ему тяжело учиться, общаться со сверстниками, часто у него повышенная тревожность. Обычно ребенок в таких обстоятельствах не чувствует себя в безопасности и существует в «режиме выживания». Из-за этого у него может наблюдаться ухудшение памяти, снижение работоспособности.
Приемным родителям важно знать эти особенности ребенка из сиротского учреждения, чтобы быть готовыми к разным ситуациям. Например, к тому, что некоторые приемные дети не понимают, в чем разница между мамой и другой женщиной: на улице ребенок может уйти от своих родителей, взять за руку первого встречного и сказать, что хочет идти с ним. И, что не менее важно, благодаря объяснению психологов родители понимают причинно-следственную связь: ребенок ведет себя так из-за травмы. Осознавая эту связь, родители поступают правильно: стараются реабилитировать ребенка, работая с причиной, а не ругать и пытаться перевоспитать его, обращаясь к следствию.
«Опыт безопасной устойчивой привязанности — это базис, опираясь на который человек может дальше жить и учиться выстраивать социально благополучные связи с другими людьми. Такой опыт очень важен, а его отсутствие провоцирует психологические проблемы и деструктивное поведение, — объясняет Ольга. — Если не помнить об этом, можно взять в семью ребенка и не понимать мотивы его поведения: почему он агрессивен? почему кричит, на конструктивные замечания отвечает кулаками? А если родители знают, что у приемного ребенка нарушение привязанности, они понимают, почему он так себя ведет, и знают, как действовать».
Психологи также объясняют кандидатам в приемные родители, какие именно проблемы бывают у детей из сиротских учреждений и на что из этого стоит обратить особое внимание. Например, «маркеры» высокой степени травмированности — это актуальное состояние проживания горя от разрыва с кровной семьей, расстройство пищевого поведения, проблемы со сном, ярко выраженная тревожность, агрессия, депрессивное состояние, суицидальные намерения, сексуализированное поведение.
«Надо учитывать, что на формирование ребенка, помимо нарушения привязанности, также влияют условия жизни в кровной семье или в детском доме. Влияние негативных обстоятельств на развитие ребенка и его актуальное психологическое состояние может быть разным, в зависимости от него у детей формируется та или иная степень травмированности. И ведут они себя в итоге все по-разному. Это необходимо учитывать и рассматривать каждый случай индивидуально. Только психолог с опытом работы с сиротами может сделать это. Он ответит на сложные вопросы и объяснит родителям, как быть, проанализировав конкретно их ситуацию», — говорит Ольга.
Терапия и реабилитация любовью
В момент, когда ребенок переезжает из детского дома или приюта к приемным родителям, начинается их адаптация друг к другу. Как правило, она длится год – два. В это время родителям может понадобиться юридическая и медицинская поддержка, а также помощь сообщества единомышленников — клуба приемных семей. Ребенку здесь важна поддержка со стороны приемной семьи — ему необходимо чувствовать любовь, принятие и заботу.
В большинстве случаев на этом этапе семье также не обойтись без психологической помощи. К специалисту стоит обратиться в тот момент, когда в поведении приемного сына или дочери становятся заметны те самые «маркеры». В этом случае ему необходима терапия, благодаря которой ребенок сможет «перепрожить» свои травмы и справиться с ними, отреагировать негативные эмоции и начать доверять новым родителям, пойти на контакт с ними. В итоге у ребенка сформируется безопасная привязанность, и он сможет социализироваться, став частью семьи, а затем полноценным членом общества.
Такую терапию должен проводить только специализирующийся на работе с сиротами психолог. Ни в коем случае это нельзя делать самим родителям, даже если у кого-то из них есть психологическое образование. Специалист не вовлечен эмоционально в жизнь семьи, и это помогает ему работать точечно над запросом, который она предъявляет. Родители же в эмоциональном плане максимально включены в происходящее, поэтому они не могут отделиться от своих чувств и эмоций и посмотреть на ситуацию беспристрастным взглядом.
Терапия в период адаптации нужна также приемным маме и папе. В это время у них множество задач: устроить ребенка в школу или детский сад, отдать в кружки или секции, прикрепить его к поликлинике и, при необходимости, провести дополнительные медицинские обследования. Родители также регулярно взаимодействуют с органами опеки и попечительства. При этом помимо коммуникации с внешним миром необходимо налаживать отношения и внутри семьи: устанавливать новые правила, договоренности бытового характера, активно включаться в решение конфликтов. Такая нагрузка может эмоционально истощать родителей. В этот период взрослым нужно заботиться о себе, поддерживать свои ресурсы, и психологическая помощь может стать хорошим решением для приемных родителей.
Важно, что родителей и ребенка обязательно консультируют разные психологи. Дело в том, что позиция «главного взрослого» должна оставаться у родителей. Но если психолог ведет и родителей, и ребенка, последний будет думать, что специалист занимает позицию «главного взрослого». И, соответственно, не будет доверять психологу, не будет раскрываться в общении с ним и идти на контакт. А родитель будет требовать от психолога, чтобы он что-либо объяснил ребенку вместо него. И удерживать положительную динамику терапии специалисту будет очень непросто.
Если никаких опасных «маркеров» в поведении приемного ребенка родители не наблюдают, семья может обойтись без помощи психолога. Например, в семье Н. было уже двое приемных детей в тот момент, когда родители взяли под опеку подростка 16 лет. Семья смогла выстроить с мальчиком коммуникацию, поддерживая его и максимально включая в общие активности. Они все вместе ездили на дачу, ходили в кино и театр, самого подростка записывали в различные кружки, помогали с учебой. В итоге мальчик отлично адаптировался к новой школе, нашел там друзей, стал хорошо учиться и выпустился с отличным аттестатом.
«Случаи, когда приемной семье можно обойтись без психолога, бывают, но они достаточно редки. Чаще всего у ребенка из сиротского учреждения очень непростой жизненный опыт и большое количество психологических травм, одной любви недостаточно, чтобы всё исправить. Нужна помощь специалиста.
Психологи АНО «Пеликан» оказывают помощь приемным семьям в процессе адаптации и в кризисных ситуациях. Чтобы жизнь целой семьи не зависела от возможности оплатить консультацию, мы помогаем приемным семьям бесплатно. Это возможно благодаря пожертвованиям наших сторонников.
Пожалуйста, поддержите АНо «Пеликан» благотворительным пожертвованием, чтобы помощь семьям всегда приходила вовремя.
https://anopelikan.ru/howtohelp/
https://anopelikan.ru/howtohelp/
Вы можете сделать пожертвование через систему с помощью Банковской карты. Все платежи строго контролируются системой CloudPayments Сделать пожертвование Оплата через систему быстрых платежей Реквизиты для безналичных перечислений Вы можете перечислить…